Комментарий к статье 8
Комментируемая норма Закона определяет круг лиц, которые могут выступать учредителями благотворительной организации.
Так, учредителями благотворительной организации могут выступать граждане — физические лица и/или юридические лица — организации, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц.
В статье 6 комментируемого Закона дано понятие благотворительной организации, которое относит благотворительную организацию к некоммерческим организациям. Нормы Федерального закона о НКО определяют, что учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане (физические лица). Следовательно, учредителями благотворительной организации могут выступать полностью дееспособные физические лица. Стоит отметить, что дееспособность, по общему правилу, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Федеральный закон о НКО допускает возможность физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, выступить в качестве учредителя благотворительной организации.
При этом для потенциальных учредителей — физических лиц существует ряд ограничений, которые содержатся в положениях нескольких нормативных актов.
Так, согласно нормам Федерального закона о НКО учредителем благотворительной организации не может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ.
Запрет на учредительство распространяется и на лиц (граждан и организации), которые включены в перечень или в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в рамках действия норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Благотворительную организацию также не сможет создать лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о содержании в его действиях признаков экстремистской деятельности.
В течение 10 лет со дня вступления в силу решения суда, вынесенного в отношении организации по основаниям норм законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, лицо, которое входило в состав руководящего органа организации либо выступало руководителем такой организации, также не сможет стать учредителем благотворительной организации.
Одна из новых норм Федерального закона о НКО запрещает выступать учредителями любых НКО, в том числе и благотворительных, гражданам и организациям, включенным в перечни лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.
При оценке возможности лица стать учредителем благотворительной организации стоит обращать внимание на нормы ряда нормативных актов. Так, на практике имеют место случаи отказа в регистрации благотворительных организаций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно нормам вышеуказанного закона, не сможет зарегистрировать благотворительную организацию лицо, являющееся участником (с не менее 50% голосов) или руководителем общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), которое имело безнадежную к взысканию задолженность перед бюджетом, и было исключено налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо. Такое ограничение в отношении потенциального учредителя благотворительной организации действует в течение 3 лет с момента исключения ООО из ЕГРЮЛ.
Риск получить отказ в регистрации благотворительной организации есть и у руководителей/участников действующих организаций. Например, если физическое лицо является директором юридического лица и/или участником ООО (с не менее 50% голосов), в отношении которого содержится запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, то такой гражданин также в течение 3 лет с момента внесения записи о недостоверности сведений не сможет выступить в качестве учредителя любого нового юридического лица. Аналогичное ограничение для учредительства распространяется также на директоров любых организаций и/или участников ООО, в отношении которых имеется неисполненное решение суда о ликвидации таких организаций.
Содержание комментируемой статьи обращает внимание на связь возможности лица выступить в качестве учредителя с формой благотворительной организации. Формы благотворительных организаций установлены статьей 6 комментируемого Закона.
Так, благотворительная организация может быть создана в форме общественной организации. Порядок создания и деятельности общественных организаций в первую очередь определяется нормами ГК РФ и Федерального закона об ОО.
Примечательно, что в нормах Федерального закона об ОО (к которым относится форма общественной организации), отмечен запрет на выступление в качестве учредителя благотворительной общественной организации для лица, которое содержится в местах лишения свободы по приговору суда.
Необходимо учитывать, что не каждое юридическое лицо может стать учредителем благотворительной общественной организации. Законодательство об общественных объединениях определяет, что учредителями таких организаций могут быть только те юридические лица, которые относятся к общественным объединениям. Причем нормы ГК РФ и нормы Федерального закона об ОО содержат требование о создании благотворительной общественной организации не менее чем тремя лицами. Нормы Федерального закона об ОО в действующей редакции с поправками от марта 2002 года указывают на то, что учредителями общественных объединений (а равно и общественных организаций) должны выступить именно не менее трех физических лиц. В то время как ГК РФ, поправки в который в отношении раздела о юридических лицах, были внесены в 2014 году, в статье 123.4 не конкретизирует, какой статус (юридического или физического лица) должны иметь учредители общественной организации. При этом понятие общественной организации, появившееся в ГК РФ в 2014 году, содержит указание на то, что общественной организацией признается добровольное объединение граждан, то есть физических лиц.
На текущий момент практика показывает, что благотворительные общественные организации действительно чаще создаются учредителями — физическими лицами. Необходимо учитывать, что учредители благотворительных общественных организаций автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Следовательно, создаваемая благотворительная общественная организация будет являться корпоративной некоммерческой организацией, то есть основанной на членстве. Таким образом, все члены благотворительной общественной организации будут входить в состав ее высшего органа управления.
Кроме общественной организации, учредители могут выбрать для регистрации благотворительной организации такую организационно-правовую форму некоммерческой организации как фонд. Фонд является унитарной некоммерческой организацией. Это означает, что в фонд не принимаются члены, данная форма некоммерческой организации по закону не предполагает членства. Стоит отметить, что нормы ГК РФ, вступившие в силу в марте 2022 г. и существенно обновившие положения о фондах, относят благотворительные фонды к категориям общественно полезных фондов.
В отличие от общественной организации, благотворительный фонд может быть создан как одним лицом (физическим и/или юридическим), так и несколькими гражданами и/или организациями с учетом требований, предъявляемых к учредителям нормами Федерального закона о НКО и Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Учредитель/учредители благотворительного фонда, в отличие от учредителей благотворительных общественных организаций, не всегда входят в состав высшего органа управления благотворительного фонда. Решение о том, войдет ли учредитель/учредители благотворительного фонда в состав его органов управления (высшего коллегиального органа управления и других органов) на момент создания организации принимают сами учредители. Здесь законодательство дает учредителям право выбора — принимать активное участие в работе создаваемого фонда посредством вхождения в органы управления или остаться только создателями благотворительной организации.
Статья 6 комментируемого Закона позволяет создавать благотворительные организации в форме учреждений. ГК РФ определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию (т.е. не основанную на членстве), созданную собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Законодатель оставляет открытым перечень функций некоммерческого характера, ради выполнения которых может быть создано учреждение. Следовательно, осуществление благотворительной деятельности можно отнести к одной из таких функций. Но стоит учесть, что учреждение, которое создается гражданином или организацией, законодатель относит к категории частных учреждений. Причем статья 6 комментируемого Закона запрещает физическим лицам выступать учредителями благотворительных частных учреждений. Такую благотворительную организацию сможет зарегистрировать только другая благотворительная организация в единственном лице. Например, учредителем благотворительного частного учреждения может выступить ранее зарегистрированный благотворительный фонд или благотворительная общественная организация.
Предельное число учредителей благотворительной организации Закон ограничивает только в отношении создаваемых благотворительных частных учреждений. Максимальное число учредителей для благотворительных общественных организаций и благотворительных фондов действующее законодательство не лимитирует.
Статья 6 комментируемого Закона обращает внимание на возможность создания благотворительных организаций в иных формах, которые прямо не перечислены в Законе, но предусмотрены федеральными законами для благотворительных организаций. В ЕГРЮЛ можно найти сведения о зарегистрированных благотворительных автономных некоммерческих организациях или о благотворительных ассоциациях. Правоприменительная практика показывает, что толкование нормы Закона о возможности регистрировать благотворительные организации в иных формах, отличных от тех, которые перечислены в статье 6, в регионах РФ на текущий момент разнится. То есть в одном регионе практика применения норм Закона идет путем расширения организационно-правовых форм для создания благотворительных организаций. И именно в этих субъектах РФ можно встретить успешно зарегистрированные благотворительные автономные некоммерческие организации. А в других субъектах орган, принимающий решение о государственной регистрации (территориальный орган Минюста), отказывает в регистрации благотворительной организации в форме АНО или ассоциации, ссылаясь на четко обозначенный перечень видов НКО, которые могут быть благотворительными согласно статье 6 Закона. Тем не менее, стоит отметить, что учредителем автономной некоммерческой организации может выступить одно лицо (гражданин и/или организация) или несколько лиц. Предельное число учредителей АНО законодательством не ограничено. Учредитель или учредители в АНО играют одну из ключевых ролей: согласно нормам ГК РФ только учредители АНО могут принять решение о назначении руководителя АНО (лица, действующего от имени АНО без доверенности). Только учредитель/учредители АНО решают вопрос о преобразовании АНО в фонд, об утверждении Устава АНО в новой редакции. А для приема в состав учредителей АНО новых лиц потребуется единогласное решение всех действующих учредителей АНО.
Для создания ассоциации как благотворительной организации потребуется не менее двух учредителей (физических и/или юридических лиц). Ассоциация, как и общественная организация, является корпоративной некоммерческой организацией (основывается на членстве). Учредители ассоциации после ее регистрации могут войти в состав членов ассоциации и таким образом принимать участие в деятельности организации в составе высшего органа управления ассоциации — общего собрания членов.
Комментируемая норма запрещает создавать благотворительные организации органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не смогут стать учредителями благотворительных организаций государственные, муниципальные унитарные предприятия и учреждения. Такие ограничения вытекают из содержания статьи 6 комментируемого Закона, которая дает понятие благотворительной организации, определяя ее как неправительственную (негосударственную и немуниципальную) некоммерческую организацию. Невозможность выступления учредителями благотворительной организации органов власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений является еще одним признаком, который особо выделяет особый статус благотворительных организаций среди всего массива некоммерческих организаций.
Согласно положениям комментируемого Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны поддерживать благотворительную деятельность, субъектами которой наряду с другими участниками являются благотворительные организации. С порядком и формами поддержки благотворительной деятельности можно ознакомиться в статье 18 Закона.