ЧАСТЬ 2
комментария к Федеральному закону от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 8. Учредители благотворительной организации
Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.
Комментарий к статье 8

Комментируемая норма Закона определяет круг лиц, которые могут выступать учредителями благотворительной организации.

Так, учредителями благотворительной организации могут выступать граждане — физические лица и/или юридические лица — организации, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц.

В статье 6 комментируемого Закона дано понятие благотворительной организации, которое относит благотворительную организацию к некоммерческим организациям. Нормы Федерального закона о НКО определяют, что учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане (физические лица). Следовательно, учредителями благотворительной организации могут выступать полностью дееспособные физические лица. Стоит отметить, что дееспособность, по общему правилу, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Федеральный закон о НКО допускает возможность физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, выступить в качестве учредителя благотворительной организации.

При этом для потенциальных учредителей — физических лиц существует ряд ограничений, которые содержатся в положениях нескольких нормативных актов.

Так, согласно нормам Федерального закона о НКО учредителем благотворительной организации не может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ.

Запрет на учредительство распространяется и на лиц (граждан и организации), которые включены в перечень или в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в рамках действия норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Благотворительную организацию также не сможет создать лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о содержании в его действиях признаков экстремистской деятельности.

В течение 10 лет со дня вступления в силу решения суда, вынесенного в отношении организации по основаниям норм законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, лицо, которое входило в состав руководящего органа организации либо выступало руководителем такой организации, также не сможет стать учредителем благотворительной организации.

Одна из новых норм Федерального закона о НКО запрещает выступать учредителями любых НКО, в том числе и благотворительных, гражданам и организациям, включенным в перечни лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.

При оценке возможности лица стать учредителем благотворительной организации стоит обращать внимание на нормы ряда нормативных актов. Так, на практике имеют место случаи отказа в регистрации благотворительных организаций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно нормам вышеуказанного закона, не сможет зарегистрировать благотворительную организацию лицо, являющееся участником (с не менее 50% голосов) или руководителем общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), которое имело безнадежную к взысканию задолженность перед бюджетом, и было исключено налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо. Такое ограничение в отношении потенциального учредителя благотворительной организации действует в течение 3 лет с момента исключения ООО из ЕГРЮЛ.

Риск получить отказ в регистрации благотворительной организации есть и у руководителей/участников действующих организаций. Например, если физическое лицо является директором юридического лица и/или участником ООО (с не менее 50% голосов), в отношении которого содержится запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, то такой гражданин также в течение 3 лет с момента внесения записи о недостоверности сведений не сможет выступить в качестве учредителя любого нового юридического лица. Аналогичное ограничение для учредительства распространяется также на директоров любых организаций и/или участников ООО, в отношении которых имеется неисполненное решение суда о ликвидации таких организаций.

Содержание комментируемой статьи обращает внимание на связь возможности лица выступить в качестве учредителя с формой благотворительной организации. Формы благотворительных организаций установлены статьей 6 комментируемого Закона.

Так, благотворительная организация может быть создана в форме общественной организации. Порядок создания и деятельности общественных организаций в первую очередь определяется нормами ГК РФ и Федерального закона об ОО.

Примечательно, что в нормах Федерального закона об ОО (к которым относится форма общественной организации), отмечен запрет на выступление в качестве учредителя благотворительной общественной организации для лица, которое содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Необходимо учитывать, что не каждое юридическое лицо может стать учредителем благотворительной общественной организации. Законодательство об общественных объединениях определяет, что учредителями таких организаций могут быть только те юридические лица, которые относятся к общественным объединениям. Причем нормы ГК РФ и нормы Федерального закона об ОО содержат требование о создании благотворительной общественной организации не менее чем тремя лицами. Нормы Федерального закона об ОО в действующей редакции с поправками от марта 2002 года указывают на то, что учредителями общественных объединений (а равно и общественных организаций) должны выступить именно не менее трех физических лиц. В то время как ГК РФ, поправки в который в отношении раздела о юридических лицах, были внесены в 2014 году, в статье 123.4 не конкретизирует, какой статус (юридического или физического лица) должны иметь учредители общественной организации. При этом понятие общественной организации, появившееся в ГК РФ в 2014 году, содержит указание на то, что общественной организацией признается добровольное объединение граждан, то есть физических лиц.

На текущий момент практика показывает, что благотворительные общественные организации действительно чаще создаются учредителями — физическими лицами. Необходимо учитывать, что учредители благотворительных общественных организаций автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Следовательно, создаваемая благотворительная общественная организация будет являться корпоративной некоммерческой организацией, то есть основанной на членстве. Таким образом, все члены благотворительной общественной организации будут входить в состав ее высшего органа управления.

Кроме общественной организации, учредители могут выбрать для регистрации благотворительной организации такую организационно-правовую форму некоммерческой организации как фонд. Фонд является унитарной некоммерческой организацией. Это означает, что в фонд не принимаются члены, данная форма некоммерческой организации по закону не предполагает членства. Стоит отметить, что нормы ГК РФ, вступившие в силу в марте 2022 г. и существенно обновившие положения о фондах, относят благотворительные фонды к категориям общественно полезных фондов.

В отличие от общественной организации, благотворительный фонд может быть создан как одним лицом (физическим и/или юридическим), так и несколькими гражданами и/или организациями с учетом требований, предъявляемых к учредителям нормами Федерального закона о НКО и Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Учредитель/учредители благотворительного фонда, в отличие от учредителей благотворительных общественных организаций, не всегда входят в состав высшего органа управления благотворительного фонда. Решение о том, войдет ли учредитель/учредители благотворительного фонда в состав его органов управления (высшего коллегиального органа управления и других органов) на момент создания организации принимают сами учредители. Здесь законодательство дает учредителям право выбора — принимать активное участие в работе создаваемого фонда посредством вхождения в органы управления или остаться только создателями благотворительной организации.

Статья 6 комментируемого Закона позволяет создавать благотворительные организации в форме учреждений. ГК РФ определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию (т.е. не основанную на членстве), созданную собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Законодатель оставляет открытым перечень функций некоммерческого характера, ради выполнения которых может быть создано учреждение. Следовательно, осуществление благотворительной деятельности можно отнести к одной из таких функций. Но стоит учесть, что учреждение, которое создается гражданином или организацией, законодатель относит к категории частных учреждений. Причем статья 6 комментируемого Закона запрещает физическим лицам выступать учредителями благотворительных частных учреждений. Такую благотворительную организацию сможет зарегистрировать только другая благотворительная организация в единственном лице. Например, учредителем благотворительного частного учреждения может выступить ранее зарегистрированный благотворительный фонд или благотворительная общественная организация.

Предельное число учредителей благотворительной организации Закон ограничивает только в отношении создаваемых благотворительных частных учреждений. Максимальное число учредителей для благотворительных общественных организаций и благотворительных фондов действующее законодательство не лимитирует.

Статья 6 комментируемого Закона обращает внимание на возможность создания благотворительных организаций в иных формах, которые прямо не перечислены в Законе, но предусмотрены федеральными законами для благотворительных организаций. В ЕГРЮЛ можно найти сведения о зарегистрированных благотворительных автономных некоммерческих организациях или о благотворительных ассоциациях. Правоприменительная практика показывает, что толкование нормы Закона о возможности регистрировать благотворительные организации в иных формах, отличных от тех, которые перечислены в статье 6, в регионах РФ на текущий момент разнится. То есть в одном регионе практика применения норм Закона идет путем расширения организационно-правовых форм для создания благотворительных организаций. И именно в этих субъектах РФ можно встретить успешно зарегистрированные благотворительные автономные некоммерческие организации. А в других субъектах орган, принимающий решение о государственной регистрации (территориальный орган Минюста), отказывает в регистрации благотворительной организации в форме АНО или ассоциации, ссылаясь на четко обозначенный перечень видов НКО, которые могут быть благотворительными согласно статье 6 Закона. Тем не менее, стоит отметить, что учредителем автономной некоммерческой организации может выступить одно лицо (гражданин и/или организация) или несколько лиц. Предельное число учредителей АНО законодательством не ограничено. Учредитель или учредители в АНО играют одну из ключевых ролей: согласно нормам ГК РФ только учредители АНО могут принять решение о назначении руководителя АНО (лица, действующего от имени АНО без доверенности). Только учредитель/учредители АНО решают вопрос о преобразовании АНО в фонд, об утверждении Устава АНО в новой редакции. А для приема в состав учредителей АНО новых лиц потребуется единогласное решение всех действующих учредителей АНО.

Для создания ассоциации как благотворительной организации потребуется не менее двух учредителей (физических и/или юридических лиц). Ассоциация, как и общественная организация, является корпоративной некоммерческой организацией (основывается на членстве). Учредители ассоциации после ее регистрации могут войти в состав членов ассоциации и таким образом принимать участие в деятельности организации в составе высшего органа управления ассоциации — общего собрания членов.

Комментируемая норма запрещает создавать благотворительные организации органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не смогут стать учредителями благотворительных организаций государственные, муниципальные унитарные предприятия и учреждения. Такие ограничения вытекают из содержания статьи 6 комментируемого Закона, которая дает понятие благотворительной организации, определяя ее как неправительственную (негосударственную и немуниципальную) некоммерческую организацию. Невозможность выступления учредителями благотворительной организации органов власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений является еще одним признаком, который особо выделяет особый статус благотворительных организаций среди всего массива некоммерческих организаций.

Согласно положениям комментируемого Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны поддерживать благотворительную деятельность, субъектами которой наряду с другими участниками являются благотворительные организации. С порядком и формами поддержки благотворительной деятельности можно ознакомиться в статье 18 Закона.
Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации
1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

3. Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Комментарий к статье 9

Говоря о государственной регистрации благотворительной организации, нужно обратиться к ее понятию, обозначенному в статье 6 комментируемого Закона. Норма гласит, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом целей. Следовательно, благотворительная организация — это один из видов некоммерческих организаций, функционирование которых направлено на реализацию целей благотворительной деятельности.

Для того чтобы благотворительная организации стала юридическим лицом, ей, как и другим НКО, необходимо пройти процедуру государственной регистрации. Комментируемая статья не содержит определенных особенностей, которые могли бы отличать государственную регистрацию благотворительной организации от аналогичной процедуры в отношении любой некоммерческой организации.

Комментируемый пункт статьи отсылает к нормам Федерального закона о НКО, посвященным порядку государственной регистрации некоммерческих организаций. В свою очередь, положения Федерального закона о НКО о государственной регистрации НКО опираются на Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц. При этом для государственной регистрации некоммерческих организаций предусматривается определенный порядок, обозначенный в нормах Федерального закона о НКО.

Комментируемый пункт статьи 9 Закона не называет орган, который принимает решение о государственной регистрации благотворительной организации. Сведения о нем можно найти в Федеральном законе о НКО, где указано, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальным органом. Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы — главные управления и управления Министерства юстиции РФ по соответствующему субъекту РФ. Следует учесть, что документы для регистрации благотворительной организации необходимо предоставить в территориальное управление Минюста России по месту нахождения ее постоянно действующих руководящих (исполнительных) органов. В случае отсутствия постоянно действующих руководящих (исполнительных) органов — иных органов или лиц, имеющих право действовать от их имени без доверенности. Например, если благотворительная организация регистрируется по адресу места нахождения в г. Самара, то, соответственно, и документы для регистрации такой НКО нужно подать в Управление Минюста России по Самарской области. Причем документы о создании благотворительной организации должны быть поданы в Минюст не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании организации.

Перечень документов для государственной регистрации благотворительной организации обозначен в нормах Федерального закона о НКО (для благотворительных фондов, благотворительных частных учреждений и иных форм некоммерческих организаций), нормах Федерального закона об ОО (для благотворительных общественных организаций и других форм общественных объединений), а также в положениях Административного регламента Минюста.

К таким документам относятся:
1
заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов; сведений об учредителях; сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Для государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, в том числе для регистрации благотворительных организаций, используется форма заявления Р11 001, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы. Согласно положениям Административного регламента подлинность подписи заявителя (уполномоченного лица) в заявлении Р11 001 должна быть нотариально удостоверена. При этом допускается подача заявления Р11 001 в комплекте документов без нотариального удостоверения подписи заявителя. Но только в том случае, если заявитель лично представляет документы в территориальный орган Минюста России с предъявлением документа, удостоверяющего его личность, или направляет комплект документов в электронном виде с использованием Портала Госуслуг. Правоприменительная практика показывает, что заявление по форме Р11 001 представляется в орган Минюста России в двух экземплярах. Примечательно, что положения норм Федерального закона о НКО, положения Административного регламента Минюста России, посвященного услуге по предоставлению регистрации НКО, не содержат сведений о количестве экземпляров заявления Р11 001, необходимых для совершения процедуры регистрации.
2
устав некоммерческой организации (общественной организации) в 3 экземплярах.
Устав является учредительным документом для любой благотворительной организации. Содержание устава зависит от выбранной организационно-правовой формы для регистрации благотворительной организации, так как в положениях комментируемого Закона нет отдельной статьи, посвященной положениям устава благотворительных организаций.

По общему правилу, устав некоммерческой организации и общественного объединения (к которым относятся благотворительные общественные организации) должен предусматривать:
наименование, организационно-правовую форму некоммерческой организации (общественного объединения). В отношении общественных объединений в их наименовании отражается их территориальная сфера деятельности;
сведения о месте нахождения некоммерческой организации (общественного объединения). В отношении общественных объединений дополнительно указываются сведения об их структуре, сведения о территории, в пределах которой благотворительная общественная организация осуществляет свою деятельность;
предмет и цели деятельности некоммерческой организации (общественного объединения);
состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов некоммерческой организации некоммерческой организации (общественного объединения), порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставы общественных объединений, кроме перечисленных сведений, включаются аналогичные положения об их структурных подразделениях (организациях, отделениях) общественных объединений;
порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав некоммерческой организации и выхода из нее, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) некоммерческой организации (только для корпоративных некоммерческих организаций, к которым относятся общественные объединения в лице благотворительных общественных организаций);
порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческой организации (общественного объединения);
права общественного объединения и его структурных подразделений (организаций, отделений) по управлению имуществом (только для общественных объединений, к которым относятся благотворительные общественные организации);
иные сведения, предусмотренные действующим законодательством.
К иным сведениям, которые нужно отразить в уставе благотворительной организации, относится, например, положение о символике, которое может быть у благотворительной организации. Это эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которых должно содержаться в уставе организации.

К обязательным сведениям, отражаемым в Уставе, в отношении благотворительного фонда, можно отнести необходимость включения в устав фонда сведений о попечительском совете (это орган, который осуществляет надзор за деятельностью фонда). Также в уставе фонда нужно отразить порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей.

Кроме того, нужно помнить о необходимости учета в уставах благотворительных организаций норм комментируемого Закона, которые затрагивают содержание их уставов. Так, правоприменительная практика показывает, что наименование благотворительной организации должно содержать слова «благотворительный» или «благотворительная». Включение в наименование организации таких слов означает, что целью ее деятельности является осуществление благотворительной деятельности. И, безусловно, устав благотворительной организации должен содержать указание на цели осуществления благотворительной деятельности, отраженные в статье 2 комментируемого Закона. На практике благотворительные организации в своих уставах отражают общие сведения о благотворительных программах, сведения об особенностях использования имущества благотворительной организации, положения комментируемого Закона о лимитах на финансирование благотворительных программ, лимитах расходования средств на оплату труда административно-управленческого персонала.

С 1 марта 2023 года благотворительные организации могут не отражать в своих уставах сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы законодательства. По собственному усмотрению благотворительная организация может включить вышеперечисленные сведения в свой устав. Кроме того, некоммерческим организациям с 01 марта 2023 года предоставлено право действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом — Минюстом России. Но для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Стоит отметить, что региональная практика требований к содержанию уставов благотворительных организаций среди территориальных органов Министерства юстиции может отличаться в зависимости от субъекта РФ.
3
решение о создании некоммерческой организации и об утверждении устава с указанием состава избранных (назначенных) органов/выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа в 2 экземплярах.
В зависимости от выбранной формы для регистрации благотворительной организации таким документов может быть решение учредителя (например, для создания благотворительного фонда, где учредителем выступает одно лицо) или протокол общего собрания учредителей (для создания благотворительной общественной организации не менее чем тремя учредителями).

В протоколе/решении о создании благотворительной организации необходимо отразить следующие сведения:
об избрании председателя и секретаря общего собрания учредителей, назначение ответственного за подсчет голосов (применительно к протоколам, где учредителями выступает несколько лиц);
о создании благотворительной организации;
об утверждении устава благотворительной организации;
об утверждении адреса места нахождения благотворительной организации;
о формировании органов благотворительной организации;
о порядке, размере, способах и сроках образования имущества благотворительной организации;
о государственной регистрации благотворительной организации и назначении ответственного лица за процедуру государственной регистрации.
4
если создаваемая благотворительная организация планирует использовать в своем наименовании имя гражданина, защищенную законодательством РФ символику, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, дополнительно необходимо приложить документы, подтверждающие правомочия на использование вышеперечисленных слов и словосочетаний.
Необходимо помнить, что за государственную регистрацию любой некоммерческой организации при создании уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей и 1400 рублей за регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, которые также теоретически могут быть благотворительными организациями.

Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию создаваемой некоммерческой организации или общественного объединения благотворительная организация представляет по собственной инициативе.

Государственная пошлина не уплачивается, если документы на регистрацию благотворительной организации подаются в электронном виде.

Также дополнительно (по практике регистрации некоммерческих организаций в отдельных территориальных органах Минюста России- обязательно) к комплекту документов для регистрации благотворительной организации прикладывается документ, подтверждающий право использовать указанный в заявлении и протоколе/решении адрес в качестве адреса места нахождения благотворительной организации. Более подробную информацию об адресе благотворительной организации можно найти в п. 2 комментируемой статьи.

Общий срок для предоставления Минюстом услуги по государственной регистрации не должен превышать (без учета исполнения функций налоговой службы):
пп.1, 2.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024)
33 календарных дня в отношении общественных организаций и движений, к которым, например, относятся благотворительные общественные организации;
17 рабочих дней — в отношении иных некоммерческих организаций, к которым, например, относятся благотворительные фонды, благотворительные частные учреждения.
Если в представленном комплекте документов отсутствуют основания для отказа в регистрации НКО или для приостановления процедуры регистрации, то по итогам рассмотрения документов органом Минюста России принимается решение о предоставлении государственной услуги — о государственной регистрации благотворительной организации.

По итогам успешного прохождения процедуры регистрации заявителю в органе Минюста России выдаются следующие документы:
свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
устав;
выписка из ЕГРЮЛ;
лист записи ЕГРЮЛ;
свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
Пункт 2

В комментируемой норме закрепляется право благотворительной организации использовать адрес места жительства гражданина в качестве своего адреса места нахождения. При этом Закон не позволяет отказывать в регистрации благотворительной организации только на этом основании.

Для толкования норм комментируемого Закона необходимо обратиться к понятиям.

Согласно положениям ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Место жительства — это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Адрес — описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и/или наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и/или буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Простыми словами, адрес включает в себя сведения о наименовании улицы (бульвара, проспекта, проезда и т. д.), сведения о номере дома (владения, домовладения, здания) и номере квартиры/здания (помещения, офиса и т. д.). Следовательно, адресом места жительства гражданина является, в общепринятом смысле, его домашний адрес (регистрация), сведения о котором содержатся в паспорте гражданина РФ.

Действующая редакция пункта 2 комментируемой статьи содержит упоминание о «юридическом адресе», понятия которого нет в действующем законодательстве. Данная норма нуждается в приведении ее формулировок в соответствие с пониманием адреса и места нахождения, отраженным в ГК РФ. Так, согласно ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). А в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Например, местом нахождения благотворительной организации, зарегистрированной по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Зеленая, д. 1, кв. 1, будет являться: г. Тольятти Самарской области. А адресом такой организации в пределах ее места нахождения будет являться адрес: ул. Зеленая, д. 1, кв. 1.

Также в комментируемом пункте нет сведений о том, какое отношение к благотворительной организации должен иметь гражданин (учредитель; лицо, имеющее право действовать без доверенности; иное лицо), предоставляющий свое место жительства в качестве адреса места нахождения такой организации. Фактически такая формулировка позволяет использовать в качестве адреса места нахождения благотворительной организации адрес места жительства любого гражданина (физического лица), который сможет такой адрес предоставить. Но стоит учитывать, что государственная регистрация любого юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (простыми словами — директора, председателя, руководителя), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица.

Законодательство не запрещает в качестве адреса любого юридического лица, в том числе и благотворительной организации, использовать домашний адрес учредителя или его руководителя. Регистрация благотворительной организации по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. При этом согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Следовательно, к комплекту документов для первичной регистрации благотворительной организации (или при смене адреса действующей организации) по адресу места жительства учредителя или директора прикладывать гарантийное письмо от имени собственника о предоставлении адреса не обязательно.

Правоприменительная практика показывает, что при выборе в качестве адреса места нахождения адреса нежилого помещения, или адреса стороннего лица, которое не является ни учредителем, ни руководителем благотворительной организации, к комплекту документов для регистрации благотворительной организации или для смены ее адреса желательно приложить документ, который подтверждает намерения собственника такого помещения предоставить адрес в качестве адреса места нахождения благотворительной организации.

ГК РФ определяет, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Пункт 3

Комментируемый Закон предоставляет право заявителям в судебном порядке обжаловать полученный отказ или уклонение от регистрации благотворительной организации. Аналогичные нормы закреплены в положениях ГК РФ в отношении всех юридических лиц, в нормах Федерального закона о НКО в отношении всех некоммерческих организаций и в Федеральном законе об ОО в отношении всех видов общественных объединений.

Важно отметить, что Минюстом России разработан проект федерального закона, который предлагает введение процедуры обязательного досудебного порядка урегулирования споров при предоставлении государственных услуг в сфере некоммерческих организаций. Текст законопроекта размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, по состоянию на март 2024 г. Общественное обсуждение законопроекта и его антикоррупционная экспертиза завершена. Проектом закона планируется изменить нормы Федерального закона о НКО и Федерального закона об ОО в части уточнения возможности обжалования отказа в регистрации НКО или общественного объединения в суде только после прохождения обжалования такого отказа в уполномоченном органе. Также законопроектом предлагается обновить нормы Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части урегулирования порядка обжалования отказа во внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ. Стоит заметить, что текущая редакция разработанного Минюстом законопроекта не предполагает совершенствование положений комментируемого пункта Закона, который, по сути, предоставляет благотворительным организациям право обжалования отказа в их регистрации только посредством использования судебного порядка.

Основания для отказа в регистрации благотворительной организации в комментируемом Законе не перечислены. При этом формулировки норм о возможности обжалования отказа или уклонения от регистрации в Федеральном законе о НКО и в Федеральном законе об ОО включают в себя упоминание о возможности обжалования отказа в вышестоящем органе. Тогда как комментируемая норма Закона ограничена формулировкой возможности обжалования только в судебном порядке.

Тем не менее отсутствие в комментируемой статье упоминания возможности обжаловать отказ или уклонение от регистрации благотворительной организации не означает невозможность благотворительной организации попытаться оспорить действия и/или бездействия органов, принимающих решения о регистрации организации, в вышестоящем органе. При наличии оснований для обжалования, заявитель может воспользоваться нормами вышеперечисленных нормативных актов (в зависимости от выбора формы, которая выбрана для регистрации благотворительной организации).

Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует термин «уклонение». Словарь Ушакова толкует глагол «уклониться» как «отстраниться, отклониться, отодвинуться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь». Следовательно, уклонение от регистрации отличается от отказа тем, что ответственное лицо немотивированно, без объяснений и под разными предлогами не принимает документы для регистрации благотворительной организации, или, например, нарушает сроки их рассмотрения.

Перечень оснований для отказа в регистрации некоммерческих организаций представлен в ст. 23.1 Федерального закона о НКО, а также в ст. 23 Федерального закона об ОО.

Так, в регистрации некоммерческой организации или общественного объединения может быть отказано:
если представленные учредительные документы (устав) и иные представленные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
если ранее зарегистрирована некоммерческая организация (общественное объединение) с таким же наименованием;
если наименование некоммерческой организации (общественного объединения) оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган, для общественных объединений — если документы оформлены в ненадлежащем порядке;
если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации (общественного объединения) лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона о НКО (пункт 3 статьи 19 Федерального закона об ОО — для общественных объединений);
если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
если заявителем в установленный срок не были устранены основания, которые повлекли приостановление государственной регистрации некоммерческой организации.
Правоприменительная практика показывает, что отказ в регистрации любой некоммерческой организации может наступить в случаях несоответствия учредителя или учредителей НКО требованиям, содержащимся в Федеральном законе о государственной регистрации юридических лиц.

Более подробную информацию о том, кто не может быть учредителем благотворительной организации, можно посмотреть в комментарии к статье 8 Закона. Стоит обратить внимание, что вышеупомянутый закон о государственной регистрации юридических лиц содержит перечень оснований для отказа, которые прямо не упомянуты в Федеральном законе о НКО и Федеральном законе об ОО. Так, например, в регистрации благотворительной организации может быть отказано, если руководителем (лицом имеющем право действовать без доверенности от имени благотворительной организации) является физическое лицо, которому назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.

Таким образом, комментируемый пункт дополнительно закрепляет за благотворительными организациями право обжаловать отказ в регистрации или уклонение от регистрации благотворительной организации. Благотворительная организация имеет право обратиться в суд для восстановления нарушенного права, а также в рамках Федерального закона о НКО и Федерального закона об ОО — в вышестоящий орган Минюста России.
Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией
1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

 — изменение устава благотворительной организации;

 — образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение благотворительных программ;

— утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

— принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Комментарий к статье 10

Пункт 1 определяет требования к высшему органу управления благотворительной организации.

Любая благотворительная организация является некоммерческой организацией. Следовательно, на благотворительные организации распространяется действие норм Федерального закона о НКО. Указанный закон определяет основную функцию высшего органа управления некоммерческой организацией. Это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Комментируемый закон не устанавливает конкретное наименование высшего органа управления благотворительной организацией, но определяет, что такой орган должен быть коллегиальным. Коллегиальные органы — это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов. Иными словами, коллегиальный орган — это орган, состоящий из более чем одного лица, которые замещают свою должность персонально в установленном законом порядке.

Порядок формирования высшего коллегиального органа управления благотворительной организацией определяется ее уставом. Положения устава благотворительной организации, посвященные ее высшему органу управления, кроме норм комментируемой статьи, должны опираться на положения других нормативных актов в зависимости от выбранной организационно-правовой формы для создания благотворительной организации.

Так, Федеральный закон об ОО определяет, что высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Общественная организация является корпоративной некоммерческой организацией (то есть основанной на членстве). Поэтому в состав высшего коллегиального органа управления (съезда (конференции) или общего собрания) общественной организации входят все ее члены. Вхождение в состав съезда (конференции) или общего собрания лиц, не являющихся членами общественной организации, действующим законодательством не предусматривается.

Для унитарных НКО (где членство отсутствует), в форме которых может быть создана благотворительная организация, состав и порядок формирования высшего органа зависит от организационно-правовой формы. Например, высший орган благотворительного фонда всегда является коллегиальным. Его наименование законодательно не закреплено. На практике такой орган часто именуют Советом или Президиумом. Состав высшего органа благотворительного фонда определяется его уставом. Законодательство позволяет формировать высший орган благотворительного фонда из числа учредителей (учредителя) и/или третьих лиц.

В некоторой степени противоречащими друг другу выглядят нормы о высшем органе управления для благотворительных частных учреждений. С одной стороны, нормы ГК РФ допускают формирование высшего коллегиального органа в благотворительном частном учреждении, куда могут войти собственник (учредитель) и/или третьи лица в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом благотворительного частного учреждения. В этом случае формирование высшего коллегиального органа управления в благотворительном частном учреждении будет соответствовать требованиям комментируемой статьи. Но при этом, как мы помним, соучредительство нескольких лиц в частном учреждении не допускается. Следовательно, даже в том случае, если учредитель частного учреждения не войдет в состав высшего коллегиального органа, в его компетенции остается решение вопроса (единолично), связанного с назначением руководителя такой организации. В свою очередь, пункт 2 комментируемой статьи относит образование исполнительных органов благотворительной организации (в данном случае руководителя благотворительного частного учреждения) к компетенции высшего коллегиального органа управления. Стоит заметить, что любой коллегиальный орган в частном учреждении всегда остается подотчетным его учредителю. Таким образом, действующим законодательством вопрос о формировании высшего органа в благотворительных частных учреждениях до конца не урегулирован.

Пункт 2 определяет компетенцию (перечень вопросов), решения по которым принимает высший коллегиальный орган управления благотворительной организацией.

Так, комментируемый Закон к компетенции высшего органа относит:
изменение устава благотворительной организации.
Следует иметь в виду, что изменения в устав любой некоммерческой организации вносятся посредством подготовки новой редакции устава. Действующие нормативные акты не предполагают внесение изменений в устав НКО в виде оформления дополнений к действующей редакции устава. Также необходимо помнить, что за внесение изменений в устав уплачивается государственная пошлина. На текущий момент ее размер составляет 800 руб. для всех юридических лиц. Исключения составляют общероссийские общественные организации инвалидов и отделения, являющихся их структурными подразделениями (которые могут быть благотворительными организациями). Для таких организаций размер государственной пошлины составляет 100 рублей. В случае подачи благотворительной организацией комплекта документов для внесения изменений в устав в электронном виде с помощью Портала Госуслуг государственная пошлина не взимается.
п.п. 3, 3.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024)
образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий.
В благотворительных организациях только высший коллегиальный орган управления вправе избирать лиц на должности единоличных исполнительных органов и прекращать их полномочия. Также к его компетенции относится избрание состава коллегиальных исполнительных органов (при их наличии) и контрольно-ревизионных органов.

Необходимо учитывать, что в компетенцию высшего коллегиального органа управления благотворительной общественной организации будут входить полномочия по избранию постоянно действующего руководящего коллегиального органа. Наличие такого органа обязательно только для общественных объединений, в том числе для общественных организаций.

Законодательство позволяет как благотворительным общественным организациям, так и благотворительным фондам воспользоваться правом выбора: коллегиальный исполнительный орган в таких организациях формируется по их усмотрению.

Вопросы относительно состава и порядка формирования высшего органа управления благотворительного учреждения отражены выше в комментируемом пункте 1. Но стоит отметить, что в законодательстве нет запретов на формирование высшим органом благотворительного частного учреждения коллегиального исполнительного органа управления благотворительным частным учреждением.

Что касается назначения руководителя частного учреждения, то, как было отмечено выше, этот вопрос единолично рассматривается только учредителем частного учреждения. Это противоречит комментируемой норме, которая относит образование и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа (коим является руководитель частного учреждения) к компетенции высшего коллегиального органа управления благотворительной организацией. На сегодняшний день одним из вариантов решения подобной проблемы на практике является формирование в благотворительном частном учреждении органов управления с разграничением компетенции. Отдельно в уставе благотворительного частного учреждения отражаются вопросы, которые решает только его учредитель (собственник) в силу положений норм ГК РФ. К его исключительной компетенции всегда будет относиться решение вопроса о назначении руководителя частного учреждения. Наряду с указанными положениями в раздел устава, посвященного органам управления, включаются сведения о составе, порядке формирования, компетенции и сроке полномочий высшего коллегиального органа управления благотворительного частного учреждения, который обязательно формируется во всех благотворительных организациях согласно нормам комментируемого Закона.

Законодательство определяет, что в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т. п.). Нормы Г К РФ образование единоличного исполнительного органа относят к компетенции высшего коллегиального органа управления в лице общего собрания членов или съезда (конференции). При этом статья 8 Федерального закона об ОО позволяет уставом общественной организации отнести вопрос об образовании и досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. Но законодательство не содержит положений, которые позволяют четко определить, распространяется ли вышеуказанная норма на благотворительные общественные организации. Правоприменительная практика показывает, что обычно благотворительные общественные организации формируют компетенцию высшего органа управления, опираясь на нормы комментируемого Закона: образование и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относят к компетенции высшего коллегиального органа управления.

Пункт 2 статьи 123.27 ГК РФ определяет, что высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). Данная норма совпадает с положениями комментируемого пункта статьи Закона. Следовательно, избрание и освобождение от должности лица, действующего от имени благотворительного фонда без доверенности, осуществляется высшим коллегиальным органом управления благотворительного фонда (который может именоваться Советом, Президиумом или иным подходящим словом, кроме наименования «Правление», так как согласно ст. 123.19 ГК РФ так может именоваться только коллегиальный исполнительный орган фонда).

К компетенции высшего коллегиального органа управления благотворительной организацией относится образование и досрочное прекращение полномочий контрольно-ревизионного органа. Следовательно, исходя из положений норм комментируемой статьи, мы понимаем, что наличие контрольно-ревизионного органа в благотворительной организации обязательно. Так, в общественных организациях контрольно-ревизионный орган (ревизор или ревизионная комиссия) формируется всегда вне зависимости от того, является ли такая общественная организация благотворительной. В фондах и частных учреждениях контрольно-ревизионный орган избирается или назначается по собственному усмотрению таких некоммерческих организаций. Но если фонд или частное учреждение являются благотворительными организациями, то наличие контрольно-ревизионного органа для таких НКО становится обязательным
утверждение благотворительных программ

К компетенции высшего коллегиального органа управления благотворительной организацией относится утверждение благотворительных программ, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям благотворительной организации. Подробные сведения о благотворительных программах можно посмотреть в комментарии к статье 17 комментируемого Закона.
утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета

Комментируемый закон относит решение вопроса об утверждении годового плана, бюджета и годового отчета благотворительной организации исключительно к компетенции ее высшего коллегиального органа. Аналогичные нормы содержат положения ГК РФ, посвященные компетенции корпоративных организаций, а также Федерального закона о НКО о компетенции высшего органа управления НКО. Но в то же время комментируемая норма предполагает утверждение высшим органом управления благотворительной организации не только годового отчета, но и годового плана, а также бюджета такой организации. В то время как положения статьи 65.3 ГК РФ и статьи 29 Федерального закона о НКО своим содержанием, по сути, не обязывают неблаготворительные организации утверждать годовой план и бюджет. А комментируемый Закон не обязывает высший орган управления благотворительной организацией утверждать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это отмечено в нормах ГК РФ и Федерального закона о НКО. В то же время нормы комментируемого Закона не отражают сведений о том, какую именно категорию отчетов можно отнести к годовым. Теоретически, к годовым отчетам можно отнести и бухгалтерскую финансовую отчетность, и отчеты, которые благотворительные организации ежегодно сдают в Минюст России.
принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета

В благотворительной организации решение о создании такой организацией нового юридического лица, либо об участии в некоммерческих и коммерческих организациях, а также об открытии филиалов и представительств принимается высшим коллегиальным органом управления. Комментируемая норма предполагает возможность создания благотворительной организацией коммерческой организации. Это право дополнительно закрепляется в статье 12 комментируемого Закона возможностью благотворительной организации создать хозяйственное общество для создания материальных условий реализации благотворительных целей. При этом соучредительство благотворительной организации совместно с другими лицами в таком хозяйственном обществе не допускается. Исключения для вышеуказанного ограничения составляют случаи получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал.

Для создания благотворительной организацией других некоммерческих организаций также действуют некоторые ограничения. Так, благотворительный фонд или благотворительное частное учреждение, не относящиеся к категории общественных объединений, не смогут выступить учредителями новых общественных объединений. Создать новое благотворительное частное учреждение сможет только другая благотворительная организация.

Более подробные сведения о возможности благотворительной организации открывать филиалы и представительства можно посмотреть в комментарии к статье 13 Закона.

Стоит отметить, что статья 13 комментируемого Закона, посвященная филиалам и представительствам, относит вопрос назначения руководителей филиалов и представительств благотворительной организации к ведению высшего коллегиального органа управления.
принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета

Комментируемый Закон относит к компетенции высшего органа управления решение вопросов о реорганизации и ликвидации благотворительной организации. При этом Закон не содержит сведений о том, какой орган уполномочен решать вопрос назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждения ликвидационного баланса. В свою очередь, нормы ГК РФ в отношении общественных организаций, как и нормы Федерального закона о НКО, относят рассмотрение перечисленных вопросов к компетенции высших органов управления общественной организации и иной некоммерческой организации соответственно.

Комментируемая норма совпадает с положениями ГК РФ относительно невозможности реорганизации любого фонда, в том числе благотворительного. Ликвидация фонда допустима только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц. Таким образом, высший орган благотворительного фонда не может принять решение о ликвидации такой благотворительной организации.
Важно отметить, что к компетенции высшего органа управления благотворительного фонда необходимо отнести вопрос образования попечительского совета — органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда.

Комментируемый закон не содержит сведений о возможности передачи рассмотрения обозначенных выше вопросов в ведение иного органа благотворительной организации, который не является высшим коллегиальным органом управления. Ввиду этого есть некоторые противоречия норм комментируемой статьи с положениями статьи 8 Федерального закона об ОО, посвященной понятию и основным положениям об общественной организации, которая может быть благотворительной. Так, Федеральный закон об ОО предоставляет право общественной организации в своем уставе предусмотреть возможность отнесения некоторых вопросов, которые по общему правилу решаются высшим органом управления, к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. К таким вопросам относятся: утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа. Статья 8 Федерального закона об ОО, по сути, не делает исключений и для благотворительных общественных организаций. Поэтому не совсем ясно, сможет ли благотворительная общественная организация, невзирая на нормы комментируемого Закона и руководствуясь положениями Федерального закона об ОО, отнести, например, вопрос избрания единоличного исполнительного органа к компетенции постоянно действующего руководящего органа. Или, наоборот, слово «благотворительная» рядом с организационно-правовой формой общественной организации означает подчинение такой благотворительной организации нормам комментируемого Закона в первую очередь.

Пункт 3 определяет характер деятельности лиц, выполняющих функции членов высшего органа управления в благотворительной организации.

Так, все члены высшего органа управления в благотворительной организации выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. То есть лицу за его работу в качестве члена высшего управления благотворительной организации не предусматривается выплата вознаграждения. По сути, данная норма закрепляет положения пункта 5 статьи 29 Федерального о НКО, которая также указывает на то, что НКО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Стоит заметить, что указанный выше пункт статьи 29 Федерального закона о НКО содержит исключение, которого нет в комментируемой норме — членам высшего органа управления могут быть компенсированы расходы, которые непосредственно связаны с участием в работе высшего органа. Следовательно, теоретически, при возникновении у члена высшего органа управления расходов, которые непосредственно связаны с его участием в работе такого органа, такие затраты могут быть ему компенсированы со стороны благотворительной организации в рамках применения пункта 5 статьи 29 Федерального о НКО.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет требования к составу высшего органа управления благотворительной организации. Так, в составе высшего органа управления благотворительной организации может быть не более одного работника ее исполнительных органов. Причем член высшего органа в лице работника исполнительного органа благотворительной организации может обладать правом решающего голоса или не обладать таким правом.

Исполнительный орган любой некоммерческой организации, согласно статье 30 Федерального закона о НКО, может быть коллегиальным и/или единоличным. Такой орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией. Следовательно, исполнительным органом в благотворительной организации может быть, например, ее директор (президент, председатель). Также стоит заметить, что в комментируемой норме употреблено слово «работник» исполнительного органа. Понятие «работник» закреплено в Трудовом кодексе РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Таким образом, мы понимаем, что лицо, которое относится к исполнительным органам благотворительной организации и входит в состав ее высшего органа управления, должно иметь оформленные трудовые отношения с такой благотворительной организацией. Как мы помним, в благотворительной организации может быть образован коллегиальный исполнительный орган, члены которого, если опираться на правоприменительную практику, не оформляются в качестве работников таких организаций, исполняющих трудовую функцию члена коллегиального исполнительного органа. Следовательно, если быть точнее, то в состав высшего органа управления благотворительной организации может войти только одно лицо, представляющее единоличный исполнительный орган благотворительной организации и состоящее с такой благотворительной организацией в трудовых отношениях. С другой стороны, для возможности вхождения в состав высшего органа иных лиц, не относящихся к категории работников исполнительных органов благотворительной организации, комментируемую норму нужно обновить, употребив термины «представитель» и/или «лицо».

Пункт 4 ограничивает возможность членов высшего органа управления и должностных лиц благотворительных организаций занимать штатные должности в тех юридических лицах, где такая благотворительная организация выступает учредителем или участником. Такое ограничение призвано исключить конфликт интересов — влияние, связанное с личной и материальной заинтересованностью должностных лиц и членов высшего органа управления благотворительной организации, на те решения, которые принимаются в созданных благотворительной организацией юридических лицах.

Стоит отметить, что конфликту интересов посвящена отдельная статья 27 Федерального закона о НКО. Ее действие распространяется на все некоммерческие организации, в том числе благотворительные. Указанная статья определяет, что заинтересованными лицами в совершении НКО тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами признаются:
руководитель (заместитель руководителя) НКО;
лицо, входящее в состав органов управления НКО;
лицо, входящее в состав органов надзора за деятельностью НКО.
Перечисленные лица относятся к категории заинтересованных, если с организациями или гражданами, с которыми НКО планирует совершить сделку или иные действия, указанные выше лица (руководитель, заместитель, члены высшего органа или органа надзора):
состоят в трудовых отношениях;
являются участниками, кредиторами таких организаций;
состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.
При этом указанные организации или граждане:
являются поставщиками товаров (услуг) для НКО;
крупными потребителями товаров (услуг), производимых НКО;
владеют имуществом, которое полностью или частично образовано НКО;
могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом НКО.
Поэтому, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть НКО, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и НКО в отношении существующей или предполагаемой сделки, оно в первую очередь обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления НКО или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о совершении сделки. Кроме того, такая сделка должна быть одобрена органом управления или органом надзора за деятельностью НКО.

В случае если сделка, имеющая признаки заинтересованности, была совершена с нарушением указанных выше положений, то она может быть признана судом недействительной. А в случае причинения заинтересованным лицом убытков НКО, такое лицо несет ответственность перед организацией в размере причиненных убытков. При причинении убытков НКО несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед НКО будет солидарной.
Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации
1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.

Комментарий к статье 11

Пункт первый комментируемой статьи определяет, что процедура реорганизации и ликвидации благотворительной организации осуществляется в установленном законом порядке. При этом в комментируемом Законе полная процедура реорганизации или ликвидации благотворительной организации не описана.

Комментируемая норма предлагает обратиться к другим нормативным источникам, где отражены положения законодательства, посвященные вопросам реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций и общественных объединений.

Общие положения о реорганизации всех юридических лиц определены в статье 57 ГК РФ. Общие положения о ликвидации юридических лиц обозначены в статье 61 ГК РФ. Статья 16 Федерального закона о НКО, посвященная реорганизации НКО, содержит отсылку к нормам ГК РФ, которые определяют формы реорганизации в отношении юридических лиц. Также формы реорганизации некоммерческих организаций обозначены в пункте 2 статьи 16 Федерального закона о НКО. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:
слияния – когда несколько юридических лиц становятся одним юридическим лицом;
присоединения – когда к юридическому лицу присоединяется одно или несколько юридических лиц;
разделения – когда юридическое лицо распадается на несколько самостоятельных юридических лиц;
выделения – когда из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц с образованием новых юридических лиц;
преобразования – когда юридическое лицо изменяет свою организационно-правовую форму.
Комментируемый Закон в статье 10 указывает на то, что решение о реорганизации благотворительной организации должно быть принято ее высшим коллегиальным органом управления.

Слияние благотворительных организаций — это, по сути, возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких благотворительных организаций. Причем существование тех благотворительных организаций, которые передают свои права, прекращается. Благотворительные организации, которые приняли решение о слиянии, заключают договор о слиянии, где определяются порядок и условия слияния. Процедура реорганизации в форме слияния предполагает переход всех прав и обязанностей каждой из благотворительных организаций к возникшей организации. При этом обобщение практики Пленумом Верховного суда определяет, что при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания.

При процедуре реорганизации в виде присоединения подразумевается прекращение одной или нескольких благотворительных организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. Присоединяемое юридическое лицо и организация, к которой осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, где определяют порядок и условия присоединения. При присоединении одной благотворительной организации к другой переход прав и обязанностей также осуществляется на основании передаточного акта. По аналогии с практикой, обобщенной Верховным судом РФ в отношении процедуры слияния, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.

Разделение благотворительной организации представляет собой прекращение деятельности благотворительной организации с передачей всех ее прав и обязанностей создаваемым юридическим лицам. При разделении благотворительной организации все ее права и обязанности переходят к двум или нескольким создаваемым организациям в соответствии с передаточным актом.

Выделение — это форма реорганизации, которая подразумевает создание одной или нескольких организаций с передачей им прав и обязанностей реорганизуемой благотворительной организации без прекращения деятельности такой благотворительной организации. При выделении из состава благотворительной организации одной или нескольких организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной благотворительной организации в соответствии с передаточным актом.

Любая некоммерческая организация, в том числе благотворительная, считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации возникшей организации (организаций). При присоединении к благотворительной организации другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Наиболее часто используемая форма реорганизации благотворительных организаций — это преобразование.

Более подробную информацию о процедуре реорганизации благотворительной организации в форме преобразования можно посмотреть в пункте 2 комментируемой статьи.

Процедура государственной регистрации реорганизации осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц.

Условно, для удобства восприятия процедуру реорганизации можно разделить на несколько этапов. Так, для прохождения 1 этапа реорганизации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации благотворительная организация (благотворительные организации) представляют в территориальный орган Минюста России:
глава V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
подписанное заявителем уведомление о начале процедуры реорганизации (по форме Р12 003);
решение о реорганизации (протокол заседания высшего коллегиального органа управления благотворительной организации).
Комплект документов оформляется в соответствии с требованиями Административного регламента Минюста о регистрации.

Если в представленных документах не будут выявлены нарушения действующего законодательства, то по итогам их рассмотрения в ЕГРЮЛ появится запись о начале процедуры реорганизации благотворительной организации. А заявителю будет выдан лист записи из ЕГРЮЛ, подтверждающий указанные выше сведения.

2 этап реорганизации включает в себя действия, связанные с публикацией уведомления о реорганизации благотворительной организацией в СМИ (журнал «Вестник государственной регистрации») дважды с периодичностью один раз в месяц уведомления о реорганизации. Важно отметить, что в законодательстве отсутствует обязанность опубликования в СМИ сообщения о реорганизации благотворительной организации в форме преобразования.

3 этап реорганизации подразумевает подачу по истечении трех месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о реорганизации документов для регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения):
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждой возникающей некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации (по форме Р12 016);
устав некоммерческой организации;
договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
передаточный акт в случаях, предусмотренных федеральными законами (при реорганизации в форме разделения или выделения).
За государственную регистрацию каждой создаваемой некоммерческой организации уплачивается государственная пошлина в размерах, определенных НК РФ.

При реорганизации благотворительной организации в форме присоединения к ней другой некоммерческой организации по месту нахождения благотворительной организации, к которой осуществляется присоединение, необходимо представить:
пп.1, п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024)
подписанное заявителем заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации (по форме Р12 016);
договор о присоединении.
При реорганизации в форме присоединения госпошлина не оплачивается.

По собственной инициативе заявителем представляется документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (при реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения). Также заявитель при реорганизации вправе к комплекту документов приложить документ, подтверждающий представление в территориальный орган Социального фонда России сведений в соответствии с подпунктами 1−8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (при государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения).

Комплект документов оформляется в соответствии с требованиями Административного регламента Минюста о регистрации.

Ликвидация благотворительной организации влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам. Этим процедура ликвидации отличается от процедуры реорганизации. Подробнее с порядком ликвидации благотворительной организации можно ознакомиться в пункте 3 комментируемой статьи.

Пункт второй запрещает реорганизацию благотворительной организации в форме ее преобразования в хозяйственное товарищество или в хозяйственное общество. Следовательно, возможность преобразования благотворительной организации в коммерческую организацию не предусматривается действующим законодательством. Следует отметить, что действующая редакция ГК РФ не предусматривает возможность преобразования любой некоммерческой организации в коммерческое юридическое лицо. Это обусловлено прежде всего существенной разницей в целях создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Как известно, основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли. В то время как некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. В свою очередь, благотворительные организации как один из видов некоммерческих организаций создаются для реализации целей, предусмотренных в статье 2 комментируемого Закона. Следовательно, реорганизация благотворительной организации в форме ее преобразования (когда происходит смена организационно-правовой формы) допустима только в случае ее «перехода» в другую организационно-правовую форму некоммерческой организации.

На данный момент реорганизация некоммерческих организаций в форме преобразования является наиболее практикуемой процедурой реорганизации.

В комментируемом пункте важно отметить варианты преобразования благотворительных организаций в организации иных организационно-правовых форм.

Важно обратить внимание, что любая форма реорганизации благотворительного фонда не допускается.

Благотворительное частное учреждение может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Причем решение о преобразовании принимается единолично учредителем учреждения, что в некоторой степени противоречит статье 10 комментируемого Закона о коллегиальном высшем органе управления, который уполномочен принимать решения о реорганизации и ликвидации благотворительной организации.

Статья 123.4 ГК РФ предусматривает возможность преобразования благотворительной общественной организации в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или общественно полезный фонд. Решение о преобразовании принимается членами такой организации (высшим коллегиальным органом управления — Общим собранием членов или Съездом (Конференцией), что совпадает с позицией статьи 10 комментируемого Закона относительно принятия решения о реорганизации благотворительной организации ее высшим коллегиальным органом управления.

Необходимо обратить внимание, что права и обязанности реорганизованной в форме преобразования благотворительной организации в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Пункт 3 комментируемой статьи посвящен порядку использования имущества благотворительной организации, оставшегося после ее ликвидации. Ликвидация благотворительной организации означает ее прекращение как юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.

Условно ликвидацию можно разделить на два вида: добровольную и принудительную.

Принудительная ликвидация благотворительной организации означает прекращение благотворительной организации как юридического лица по решению суда, в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, по решению суда благотворительная организация может быть ликвидирована в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей ее уставным целям. К случаям, когда благотворительная организация может быть ликвидирована в принудительном порядке (по решению суда), относится признание государственной регистрации благотворительной организации недействительной, в том числе в связи с допущенными при ее создании грубыми нарушениями закона. При этом такие нарушения должны носить неустранимый характер. Принудительно ликвидировать благотворительную организацию смогут также в случаях отсутствия у такой организации разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности, а также, если благотворительная организация осуществляет деятельность, которая по закону запрещена, либо реализуется благотворительной организацией с нарушением Конституции Р Ф, либо с неоднократным нарушением закона и иных правовых актов. Подать иск о ликвидации благотворительной организации может ее учредитель в случае невозможности достижения целей, ради которых благотворительная организация создана, в том числе в случае, если осуществление деятельности благотворительной организации становится невозможным или существенно затрудняется.

Кроме того, статья 20 комментируемого Закона определяет, что благотворительная организация может быть ликвидирована в случае ее неоднократного предупреждения в письменной форме со стороны органа Минюста. Такое предупреждение выносится в адрес благотворительной организации в случае совершения действий, противоречащих ее целям, а также нормам комментируемого Закона. Такое предупреждение может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

Важно отметить, что благотворительный фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц.

Благотворительный фонд может быть ликвидирован:
если имущества благотворительного фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели благотворительного фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей благотворительного фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения благотворительного фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Нормы Федерального закона о НКО и нормы ГК РФ не содержат сведений о том, какие случаи для ликвидации благотворительного фонда можно отнести к категории других случаев, предусматриваемых законом. К категории других случаев, на основании которых происходит ликвидация благотворительного фонда, можно отнести положения ГК РФ, посвященные ликвидации всех юридических лиц. Так, подпункт 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ устанавливает, что благотворительный фонд ликвидируется по решению суда в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей его уставным целям. Такая ликвидация совершается по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Решение о добровольной ликвидации благотворительной организации согласно статье 10 комментируемого Закона принимается ее высшим коллегиальным органом управления. Такое решение может быть принято высшим органом благотворительной организации, по сути, в любой момент. Перечень обстоятельств, руководствуясь которыми, принимается решение о ликвидации благотворительной организации, в законодательстве не закрыт. Так, высший орган управления благотворительной организации может принять решение о ее ликвидации в связи с истечением срока, на который создана благотворительная организация. Или в связи с достижением цели, ради которой благотворительная организация создана.

Условно процедуру ликвидации можно разделить на несколько этапов.

1 этап. Высший орган управления благотворительной организации принимает решение о ее ликвидации, а также указанным решением назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) благотворительной организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами благотворительной организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой организации выступает в суде. Кроме того, в решении высшего органа управления, который оформляется в виде протокола заседания высшего коллегиального органа управления, могут быть отражены сведения о порядке и сроках ликвидации благотворительной организации.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации благотворительной организации в территориальный орган Минюста представляются следующие документы:
подписанное заявителем уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации и принятии решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (по форме заявления (уведомления) Р15 016);
решение о ликвидации некоммерческой организации.
Комплект документов оформляется в соответствии с требованиями Административного регламента Минюста о регистрации.

Если в представленных документах не будут выявлены нарушения действующего законодательства, то по итогам их рассмотрения в ЕГРЮЛ появится запись о начале процедуры ликвидации благотворительной организации. А заявителю будет выдан лист записи из ЕГРЮЛ, подтверждающий вышеуказанные сведения.

2 этап ликвидации связан с опубликованием ликвидационной комиссией в СМИ (Журнал «Вестник государственной регистрации»), в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщения о ликвидации благотворительной организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.

В течение этого срока ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации благотворительной организации.

Кроме того, нормы Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц обязывают все юридические лица, в том числе благотворительные организации, вносить сведения об их ликвидации в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее — Федресурс).

3 этап. После окончания срока предъявления требований кредиторами (не менее, чем через 2 месяца с даты публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации») ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается высшим коллегиальным органом управления благотворительной организацией.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит следующие сведения:
состав имущества ликвидируемой благотворительной организации;
перечень требований, предъявленных кредиторами;
результаты рассмотрения требований, предъявленных кредиторами;
перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Если имеющиеся у ликвидируемой благотворительной организации (кроме благотворительных частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества благотворительной организации, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов. Для продажи с торгов объектов стоимостью не более 100 тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется.

Важно отметить, что субсидиарную ответственность по обязательствам благотворительного частного учреждения несет собственник его имущества. При недостаточности средств у ликвидируемого благотворительного частного учреждения, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения. Такие требования не распространяются на благотворительные фонды и благотворительные общественные организации. Так, учредители благотворительного фонда изначально не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам. Также как и члены благотворительной общественной организации не отвечают по обязательствам организации.

В случае недостаточности имущества ликвидируемой благотворительной организации для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве благотворительной организации, если такая благотворительная организация может быть признана несостоятельной (банкротом).

В территориальный орган Минюста России для регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса представляются следующие документы:
подписанное заявителем уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (по форме заявления (уведомления) Р15 016);
протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Комплект документов оформляется в соответствии с требованиями Административного регламента Минюста о регистрации.

Если в представленных документах не будут выявлены нарушения действующего законодательства, то по итогам их рассмотрения в ЕГРЮЛ появится запись о составлении юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса. А заявителю будет выдан лист записи из ЕГРЮЛ, подтверждающий вышеуказанные сведения.

4 этап. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается высшим коллегиальным органом управления благотворительной организации.

Комментируемый пункт устанавливает судьбу имущества ликвидируемой благотворительной организации. Так, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, должно использоваться только на благотворительные цели. Порядок использования такого имущества определяется уставом благотворительной организации. В случае если устав благотворительной организации не предусматривает такие сведения, то порядок использования оставшегося имущества устанавливается решением ликвидационной комиссии, если иное не установлено федеральным законом. Данная норма ограничивает возможности направления оставшегося после ликвидации имущества благотворительной организации на цели, отличные от благотворительных целей, обозначенных в статье 2 комментируемого Закона. Так, например, в отношении некоммерческих организаций, которые не являются благотворительными, допускается направление такого имущества на цели, в интересах которых такая НКО была создана. Также статья 20 Федерального закона о НКО допускает направление части или полного объема такого имущества на благотворительные цели. А имущество частного учреждения, которое не является благотворительным, после удовлетворения требований кредиторов передается его собственнику. Если частное учреждение является благотворительной организацией, то согласно норме комментируемого Закона, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество благотворительного частного учреждения должно быть направлено на благотворительные цели.

За государственную регистрацию ликвидации благотворительной организации взимается государственная пошлина в размере, установленном НК РФ. На текущий момент ее размер составляет 800 рублей.

В территориальный орган Минюста России для регистрации сведений о составлении ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации представляются следующие документы:\

  • подписанное заявителем заявление о ликвидации некоммерческой организации (по форме заявления (уведомления) Р15 016;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • ликвидационный баланс.
Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины, представляются заявителем в территориальный орган Минюста России по инициативе самого заявителя. Аналогичное правило действует и в отношении документа, подтверждающего представление в территориальный орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Социального фонда России сведений в соответствии с подпунктами 1−8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Комплект документов оформляется в соответствии с требованиями Административного регламента Минюста о регистрации.

Если в представленных документах не будут выявлены нарушения действующего законодательства, то по итогам их рассмотрения в ЕГРЮЛ появится запись о прекращении юридического лица, что означает завершение процедуры ликвидации благотворительной организации. Ликвидация благотворительной организации считается завершенной, а благотворительная организация — прекратившей существование после внесения сведений о ее прекращении в единый государственный реестр юридических лиц. По итогам завершения процедуры ликвидации заявителю будет выдан лист записи из ЕГРЮЛ, подтверждающий вышеуказанные сведения.

Читать далее