Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации.
Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.
Комментарий к преамбуле
Комментируемый Закон был принят в 1995 году как специальный закон, регулирующий правоотношения в сфере благотворительности. Первоначально Закон именовался Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Текст Закона начинается с преамбулы (введения). Это самостоятельная часть закона, определяющая его цели и предмет правового регулирования. В 2006 году преамбула была дополнена новым абзацем, из которого следует, что формирование и использование целевого капитала некоммерческими организациями, занимающимися благотворительной деятельностью, не является предметом правового регулирования комментируемого Закона. Указанные отношения регулируются Федеральным законом о целевом капитале.
В 2018 году в Закон были внесены существенные поправки, свидетельствующие о возросшей роли добровольчества как практики и института гражданского общества. В первой редакции Закона добровольчество было представлено как одна из форм благотворительной деятельности. В новой редакции Закона изменились определения понятий «добровольческой (волонтерской) деятельности» и «доброволец (волонтер)», появились новые участники добровольческой (волонтерской) деятельности, введен новый раздел, регулирующий условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности. Название Закона было изменено на Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». При этом в преамбуле Закона новый подход к правовому регулированию добровольческой деятельности отражен не был.
В новой редакции Закона, действующей с 01.01.2024 года, в преамбулу включена добровольческая (волонтерская) деятельность в качестве самостоятельного предмета правового регулирования.
Таким образом, целями комментируемого Закона, как указано в преамбуле, являются широкое распространение и развитие благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации. С этой целью Закон:
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья очерчивает круг законодательства в сфере благотворительной деятельности, устанавливая приоритетную силу норм Закона о благотворительности в данной сфере. В пункте 1 статьи помимо закона о благотворительности упоминаются Конституция Российской Федерации, ГК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации упоминается, что наряду с добровольным социальным страхованием, созданием дополнительных форм социального обеспечения поощряется благотворительность. В ГК РФ к данной сфере можно отнести нормы, регулирующие создание и особенности деятельности, ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться благотворительные организации, например, благотворительные фонды, норму о том, что имущество ликвидируемой некоммерческой организации может быть передано на благотворительные цели. Иных федеральных законов о благотворительности или отдельных ее аспектах на момент написания комментария не принято, а вот на региональном уровне насчитывается 28 законов о благотворительной деятельности или поддержке благотворительной деятельности.
Установлен также ряд особенностей применения Закона. Деятельность благотворительных организаций, связанная с целевыми капиталами, регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется комментируемым Законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Например, пунктом 2 статьи 2 Закона о благотворительности установлено, что поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются, а пунктом 5 статьи 12 Закона, что благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» установлен запрет сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума в процессе и местах оказания благотворительной помощи, благотворительным и учрежденными ими организациям запрещено вносить пожертвования в фонд референдума, проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы. Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» запрещен сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов в процессе и местах оказания благотворительной помощи, установлены запреты для благотворительных и учрежденным ими организаций проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. Следующие категории лиц не вправе заниматься благотворительной деятельностью, просить или поручать иным физическим или юридическим лицам заниматься благотворительной деятельностью или вести одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям:
Одним из участников благотворительной деятельности является благополучатель. Согласно Закону, это лицо, получающее благотворительные пожертвования от благотворителей и помощь добровольцев (волонтеров). Благополучателями могут быть как физические, так и юридические лица.
Закон не устанавливает каких-либо требований или ограничений в отношении граждан-благополучателей. Однако это не означает, что любое физическое лицо при получении помощи от других лиц, может считаться благополучателем в рамках Закона о благотворительности. Благотворительная и волонтерская деятельность осуществляются в целях, перечисленных в п. 1 ст. 2 Закона. Следовательно, благополучателем с точки зрения Закона могут быть лишь граждане, получающие поддержку от благотворителей и волонтеров исключительно в перечисленных в Законе целях. Указанные границы в понимании благотворительности важны в том числе при применении налоговых льгот по НДФЛ в отношении благополучателей. Так, в п. 8.2 ст. 217 НК РФ подчеркивается, что суммы выплат в денежной и натуральной форме физическому лицу полностью освобождаются от уплаты НДФЛ, если эта благотворительная помощь: