< script type = "application / ld + json" > { "@context" : "http://schema.org/" , "@type" : "Article" , "mainEntityOfPage" : { "@type" : "WebPage" , "@id" : "http: // благотворительность .lawcs.ru / article_30082021 " }, "author" : { "@type" : "Человек" , "имя" : "" }, "publisher" : { "@type" : "Organization" , "name" : "" , "logo" : { "@type" : "ImageObject" , "url" : "" } }, "headline" : "" , "image" : "" , "datePublished" : "" }
НКО и товарный знак
Периодически в среде НКО возникает интерес к теме защиты интеллектуальных прав. Это случается на фоне очередной конфликтной ситуации с участием, в том числе, благотворительных организаций. Хотелось бы, чтобы мы задумывались об охране своих прав заранее. Попробуем разобраться с некоторыми вопросами и развеять неуверенность некоммерческих организаций в возможности защищать свои права посредством регистрации товарных знаков.
Вправе ли некоммерческие организации иметь товарный знак?

Высказывается иногда мнение, что товарный знак можно использовать только в коммерческой сфере и потому НКО не может быть правообладателем товарного знака. В действительности, такого запрета нет.
Круг лиц, имеющих право зарегистрировать товарный знак в Российской Федерации, очерчен законом, согласно которому обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (статья 1478 ГК РФ).

Таким образом, ограничение предусмотрено только для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Что можно регистрировать в качестве товарного знака?

Под товарным знаком (знаком обслуживания) понимается обозначение, призванное индивидуализировать товары (работы, услуги).
Товарный знак позволяет привлечь внимание к определенным товарам и услугам, выделить их среди других. Перечень обозначений, которые могут быть представлены на регистрацию в качестве товарного знака, довольно обширный.

Это могут быть:
- словесные обозначения – слова, словосочетания, предложения;
- изобразительные обозначения – изображения живых существ, предметов, природных объектов, композиций линий и фигур на плоскости;
- объемные обозначения – трехмерные фигуры, комбинации линий и фигур в пространственном расположении;
- другие обозначения – звуковые, световые, голографические и даже обонятельные.

Могут быть и комбинации различных обозначений.
Как выбрать товары и услуги, для которых испрашивается правовая охрана?

Товарный знак регистрируется на определенный товар и/или оказываемую услугу.
Перечень товаров и услуг сгруппирован по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

При регистрации товарного знака надо определиться, на какие именно товары или услуги, осуществляемые некоммерческой организацией, будет запрашиваться правовая охрана. Например, благотворительная организация, используя определенное слово при сборе пожертвований, может зарегистрировать его как товарный знак по классу 36 «Финансовые, денежные и банковские услуги». Именно этим классом предусмотрена такая «услуга» как сбор благотворительных средств. Это означает, что слову, зарегистрированному как товарный знак, будет предоставляться охрана только по этому виду деятельности НКО.

Если благотворительная организация планирует использовать уникальное словесное обозначение и в других ситуациях, например, при издании книг или проведении просветительских мероприятий, необходимо при регистрации товарного знака выбрать и другие соответствующие классы из перечня товаров и услуг.

Для издания печатной продукции, учебных материалов и наглядных пособий это будет 16 класс, для использования товарного знака при организации и проведении семинаров и мастер-классов – 41 класс МКТУ. Следует учитывать, что если товарный знак зарегистрирован организацией для одного вида товаров, работ или услуг, - это не означает, что другая организация не вправе использовать и зарегистрировать такое же обозначение для других товаров, работ или услуг.
Зачем НКО регистрировать товарный знак?

Использование своего оригинального обозначения повышает узнаваемость некоммерческой организации.
Однако случается, что создается и продвигается словесное или графическое изображение, которое ассоциируется с деятельностью определенной организации, но воспользоваться этим обозначением может любой другой в случае отсутствия его регистрации в качестве товарного знака.

Регистрация товарного знака является способом правовой защиты своего уникального обозначения. В этом случае правообладатель приобретает исключительное право на его использование при производстве своих товаров или оказании услуг, а другие лица могут использовать товарный знак только с согласия правообладателя.

Товарный знак — это нематериальный актив, который можно оценить, поставить на баланс, передавать другим лицам за плату либо безвозмездно. Для предоставления права использования товарного знака оформляется лицензионный договор. При передаче правообладателем принадлежащего ему исключительного права на товарный знак в полном объеме заключается договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.
Насколько долго и дорого регистрировать товарный знак?

Государственная регистрация товарного знака осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом).
Чтобы зарегистрировать товарный знак необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент. С пошаговой инструкцией о порядке получения государственной услуги по регистрации товарного знака можно ознакомиться на сайте Роспатента.

Самостоятельная (без обращения к услугам патентного поверенного) регистрация товарного знака будет стоить минимум 33000 рублей. Сначала необходимо будет оплатить пошлины за подачу заявки на товарный знак и за проведение экспертизы обозначения с принятием решения по ее результатам. Эти минимальные первоначальные расходы составят 15000 рублей.

Далее, только после принятия положительного решения по заявке (через несколько месяцев), оплачивается 18000 руб. за регистрацию товарного знака и получение бумажного свидетельства на товарный знак.

Итоговая стоимость пошлин зависит от количества выбранных классов Международной классификации товаров и услуг. Узнать точную стоимость регистрации товарного знака можно с помощью калькулятора стоимости на сайте Роспатента.

Уменьшить расходы на 30% можно при онлайн-подаче заявки.

Общий срок предоставления государственной услуги в части приема, экспертизы заявки, регистрации, и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели.
Что еще нужно учесть?

До подачи заявки на регистрацию товарного знака рекомендуется проверить словесное обозначение по базе товарных знаков РФ.
Экспресс-проверку можно сделать самостоятельно, для более глубокой проверки с получением рекомендаций по перспективам регистрации – воспользоваться услугами патентного поверенного.

Зарегистрированный товарный знак необходимо использовать. Если он фактически не используется — заинтересованные лица могут потребовать прекращения правовой охраны такого товарного знака.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. По заявлению правообладателя этот срок может быть продлен на 10 лет неограниченное число раз.

Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Материалы распространяются по лицензии Creative Commons. Вы можете использовать любые тексты «Правовой команды», не спрашивая разрешения. Единственное условие — необходимо указать «Правовую команду» в качестве источника и поставить ссылку на наш сайт.